Новости

Социальный сертификат – «старый инструмент» в новых условиях

РОИВ ФОИВ
Если нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки и утверждения государственного задания, уже достаточно отработаны и не вызывают значительных вопросов, то разработка нормативной правовой базы, необходимой для оперативного применения всех возможных способов, предложенных Законом о социальном заказе, еще только предстоит.
Итак, какие документы необходимо разработать для того, чтобы иметь возможность оказывать услуги с использованием социального сертификата?
Социальный сертификат формируется в электронном виде в соответствующем порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Правительство), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в соответствии с общими требованиями[2] к форме и содержанию социального сертификата.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о социальном заказе электронная форма сертификата является приоритетной.
Возможность использования сертификата в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги должна быть установлена федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, решениями Президента, Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. Кроме того, должен быть определен перечень потребителей услуг, имеющих право на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом (ч.2.ст.19 Закона о социальном заказе).
Для того чтобы на территории субъекта Российской Федерации (ОМСУ) была предусмотрена возможность предоставлять услуги на основании социального сертификата, необходимо организовать и обеспечить ведение трех реестров, содержащих информацию, характеризующую взаимодействия сторон:
·        Реестр исполнителей услуг по сертификату
·        Реестр получателей социального сертификата
·        Реестр соглашений о предоставлении из соответствующего бюджета субсидий
Рассмотрим особенности создания и ведения соответствующих реестров.

1.РЕЕСТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ УСЛУГ ПО СЕРТИФИКАТУ создает уполномоченный орган на основании заявок заинтересованных лиц (ч. 1, 13 ст. 9 Закона № 189-ФЗ).
Учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере на основании государственного (муниципального) задания и некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг войдут в этот реестр по умолчанию. Никаких заявок от них не понадобится.
В то же время учреждение не сможет выйти из данного списка - в отличие от исполнителя общественно полезных услуг, который вправе направить в уполномоченный орган заявление об исключении из реестра (ч. 20, 21 ст. 9 Закона № 189-ФЗ).
Порядок формирования реестров исполнителей услуг определяется правовыми актами, предусматривающими возможность использования сертификата на той или иной территории (ч. 16 ст. 9 Закона о социальном заказе), а структуру реестра устанавливает Правительство[3]. Информация о реестрах публикуется на едином портале бюджетной системы.

2.РЕЕСТР ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА формируется в порядке, установленном Правительством РФ[4] (ч. 3 ст. 20 Закона № 189-ФЗ). Информационная система, в которой ведется реестр, должна быть определена в правовом акте, предусматривающем возможность использования сертификата на той или иной территории (на основании ч. 2 ст. 19 Закона N 189-ФЗ), либо в порядке формирования социального сертификата.
Потребители и исполнители услуг получают доступ к данной информационной системе через единую систему идентификации и аутентификации.

3.РЕЕСТР СОГЛАШЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО БЮДЖЕТА СУБСИДИЙ.
Как сказано в ч. 1 ст. 25 Закона № 189-ФЗ, в соответствующий реестр вносится информация о соглашениях, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг (то есть по результатам конкурса и оказания услуг по сертификатам).
Порядок[5] формирования, ведения и размещения реестра соглашений, в том числе включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов в реестре соглашений и орган, уполномоченный на ведение реестра соглашений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о данном реестре тоже размещается на едином портале бюджетной системы (ч. 2 ст. 8 Закона № 189-ФЗ).
Формирование и ведение вышеупомянутых реестров необходимо в связи с тем, что механизм предоставления услуги с помощью социального сертификата действует следующим образом:
1.     Потребитель сам выбирает поставщика из реестра исполнителей услуг по сертификату (ч. 13 ст. 9 Закона № 189-ФЗ), обращается к этому поставщику и предъявляет сертификат. Отказать его обладателю в предоставлении услуги исполнитель не вправе - пока не достигнут предельный объем услуги, заявленный им при включении в реестр исполнителей услуг по сертификату (ч. 15 ст. 9 Закона N 189-ФЗ).
2.     Поставщик заключает с уполномоченным органом соглашение о предоставлении субсидии либо до начала оказания услуг по сертификату (в процессе обслуживания), либо после их оказания. В зависимости от момента подписания такого соглашения субсидия перечисляется в порядке финансового обеспечения либо возмещения затрат (ч. 4 ст. 22 Закона № 189-ФЗ). Сумма субсидии рассчитывается так же, как и при выдаче задания, - на основании нормативных затрат (ч. 7, 9 ст. 7 Закона № 189-ФЗ).
·        Нужно ли поставщику заключать с потребителем договор об оказании услуг по сертификату - это решает уполномоченный орган (ч. 4 ст. 21 Закона № 189-ФЗ). Если договор необходим, его форма и условия должны быть определены соглашением, заключаемым по результатам отбора исполнителей.
·        Потребитель вправе обратиться за оказанием одной и той же услуги к двум и более исполнителям - тогда в сертификате надо отразить распределение между ними финансирования. В сертификате фиксируется объем услуги и объем ее финансового обеспечения в отношении каждого исполнителя услуг. Суммарный объем финансового обеспечения не может превышать его предельный объем, установленный сертификатом (ч. 10 ст. 20 Закона № 189-ФЗ).
·        Размер субсидии, предоставляемой для оплаты услуг по сертификату, рассчитывается на основании нормативных затрат. При этом орган власти не может превысить предельный объем финансового обеспечения, установленный в социальном заказе (ч. 4 ст. 22 Закона № 189-ФЗ).
3.     Порядок и сроки оплаты регламентируются соглашением, заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг. Если орган власти нарушит сроки оплаты, на сумму задолженности перед исполнителем начисляются проценты за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем начала просрочки оплаты, до дня фактической оплаты (ч. 5 ст. 22).
Стоит акцентировать внимание на важном моменте: объем финансового обеспечения исполнения социального заказа, установленный органу власти объем может уменьшиться, что приведет к невозможности исполнения им обязательств перед исполнителем, предоставляющим услугу по сертификату. В таком случае уполномоченному органу придется изменить объем финансового обеспечения оказания услуги в части сертификатов, которые до этого момента не предъявлены потребителями, и уведомить исполнителей услуг, включенных в соответствующий реестр, о произошедших изменениях. Важно, что действия по уменьшению размера финансового обеспечения не распространяются на услуги, оказанные по сертификату до момента изменения этого размера (ч. 2, 3 ст. 23 Закона № 189-ФЗ).
Несмотря на то, что непосредственными исполнителями услуг по сертификату являются учреждения, они приступают к работе лишь в момент обращения к ним потребителя услуги, имеющего сертификат.
Основная нагрузка по разработке соответствующей нормативно-правовой базы ложится на регионы и муниципальные образования. 
По всем вопросам, связанным с разработкой (экспертизой) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы расширения конкурентных способов отбора поставщиков государственных (муниципальных) услуг, расчетом (актуализацией) размеров базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов на оказание отдельных государственных (муниципальных) услуг Вы можете обращаться к специалистам Компании «E-budget».