ЭТАПЫ АПРОБАЦИИ
1. Определение объемов социальных гарантий.
1.1. формирование рабочей группы.
1.2. формирование, утверждение и публикация социального заказа.
1.3. определение услуг для апробации.
1.4. информационное обеспечение.
2. Определение целевых показателей.
2.1. включение общественных организаций в рабочую группу.
2.2. коммуникационное обеспечение.
2.3. анализ текущего состояния направления деятельности.
3. Использование новых способов организации оказания государственных (муниципальных) услуг.
3.1. принятие нормативных актов.
3.2. расчет нормативных затрат.
3.3. развитие информационного обеспечения.
3.4. заключение соглашений.
4. Мониторинг оказания государственных (муниципальных) услуг.
4.1. принятие нормативных актов.
4.2. определение контрольных точек.
4.3. интерпретация полученных данных.
4.4. публичное обсуждение отчетов.
5. Контроль достижения целевых показателей.
Первый этап реализации закона о социальном заказе касается отладки механизмов с планированием бюджета, с планированием натуральных показателей и доведением этих данных до заинтересованных сторон.
Здесь можно выделить три наиболее значимых направления деятельности пилотных регионов.
1. Гармонизация нормативных затрат, которые теперь должны будут использоваться для определения размера субсидии как государственным (муниципальным) учреждениям, так и негосударственным исполнителям. В рамках данного направления деятельности необходимо проинвентаризировать состав нормативных затрат по услугам, участвующим в эксперименте, оценить обоснованность размера коэффициентов, применяемых для расчета объема субсидии на выполнение задания, оценить затраты на содержание имущества, особенно того, которое не задействовано в процессе оказания услуг государственными (муниципальными) учреждениями.
2. Определение нормативных затрат для казенных учреждений, участвующих в социальном заказе для сфер непосредственной апробации норм социального заказа. Этот инструмент много лет применялся для услуг, оказываемых бюджетными и автономными учреждениями. Для казенных учреждений решение о том, рассчитывать ли нормативные затраты на услуги и доводить государственное (муниципальное) задание либо определять общую сумму расходов и доводить сметой - принимал орган-учредитель.
В настоящее время основное количество казенных учреждений работает по смете, однако нормы социального заказа вводят равный статус нормативных затрат для учреждений всех форм собственности и типов.
3. Цифровизация процессов в сфере государственного управления. Теперь, наряду с прочими обязанностями «пилотных» регионов по доработке методологической базы сферы внедрения норм социального заказа, необходимо проинвентаризировать используемые информационные системы на предмет необходимой их доработки и обеспечения увязки процесса формирования государственного заказа и бюджетного процесса.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Орган исполнительной власти, которому доводятся ассигнования не только на исполнение социального заказа, но и по всем остальным мероприятиям, должен иметь возможность оперативно отслеживать и контролировать информацию о ходе исполнения бюджета в части реализации социальных гарантий. Теперь этот контроль возможен не только с точки зрения объема финансового обеспечения, но и с точки зрения исполнения по натуральным показателям.
Информационное обеспечение процесса внедрения социального заказа пилотными регионами должно фиксироваться в региональных актах, основанием разработки которых, помимо самого Закона № 189-ФЗ, являются следующие нормативно-правовые акты федерального уровня:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 г. № 1678 «Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 г. № 1694 «Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Для тех регионов, которые определились с информационными системами, основной задачей является обеспечение обмена документами между участниками пилотной апробации в электронном формате, то есть с использованием электронных документов.
Исходя из этого, первыми, кому пришлось столкнуться с процессом цифровизации деятельности в рамках реализации социального заказа стали органы исполнительной власти структуры государственного управления (финансовые органы и органы, которые в целом ответственны за цифровизацию в регионе).
ПРИМЕР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ – ЛИДЕРА В ЧАСТИ АПРОБАЦИИ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Рассмотрим на примере Красноярского края процесс пошаговой цифровизации деятельности в период апробации.
1. Социальное обслуживание (Министерство социальной политики Красноярского края).
2. Содействие занятости населения (Агентство труда и занятости населения Красноярского края).
Готовность Красноярского края по этому направлению деятельности на стартовом этапе была достаточно высока.
В настоящее время в крае уже использовались в работе государственные информационные системы, которые в последующем будут участвовать в апробации во всех необходимых процессах.
Автоматизированная система планирования бюджета Красноярского края – «АЦК-Планирование»;
· Автоматизированная система финансирования – «АЦК-Финансы».
Данные информационные системы уже синхронизированы между собой; в целях адаптации к нормам социального заказа были выделены реестры только тех услуг, которые выбраны для реализации в рамках социального заказа.
Также в регионе уже были автоматизированы процессы формирования:
· Регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (Агентство труда и занятости населения Красноярского края);
· Регистра получателей социальных услуг (Министерство социальной политики Красноярского края).
· Реестра поставщиков социальных услуг (Министерство социальной политики Красноярского края).
Наличие таких систем позволило не тратить время и ресурсы на создание новых инструментов, а доработать имеющиеся, которые уже в настоящее время эффективно функционируют.
Для организации дальнейшей работы был проведен анализ возможностей существующих систем, которые будут принимать участие в сопровождении социального заказа.
Для этого были оценены возможности информационных систем на предмет:
· формирования социальных заказов;
· формирования реестров поставщиков услуг и получателей услуг;
· подписания в электронном виде соглашений;
· выдачи электронных социальных сертификатов.
В Красноярском крае после проведения масштабного анализа на первом этапе доработки информационных систем было принято решение оперативно дополнить уже имеющийся функционал новым модулем. На рисунке 3 приведена общая характеристика новых компонентов существующих ИС для целей социального заказа».
Новый функционал позволяет полностью формировать государственный заказ и реестр социальных заказов на основе тех данных, которые используются для формирования государственных заданий в «АЦК-Планирование».
На 2 этапе автоматизации социального заказа в системе АЦК планируется осуществить доработку функционала программного обеспечения с целью заключения соглашений с исполнителем услуг в электронном формате по предоставлению социальных услуг гражданам.
Итак, на данный момент в Красноярском крае реализовано в рамках формирования социального заказа на оказание государственных услуг, отчетности посредством системы «АЦК-Планирование»:
· интеграция сведений, содержащихся в государственных заданиях, в целях формирования социального заказа;
· получение данных для формирования аналитической информации социальных заказов по ГРБС, услугам;
· возможность получения данных из «АЦК-Планирование» для формирования регионального реестра социальных заказов;
· формирование отчетности в соответствии с формой отчета исполнения социального заказа.
В дальнейшем, на более поздних сроках апробации внедрения норм социального заказа, планируется полностью исключить обмен документами в бумажном виде и в полном объеме интегрировать государственные информационные системы Красноярского края, используемые в целях социального заказа.
Что планируется еще планируется автоматизировать? Это:
1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМ СЕРТИФИКАТОМ.
1.1. Формирование проекта соглашения;
1.2. Обеспечение возможности заключения соглашения в электронной форме в «АЦК-Финансы»;
1.3. Обеспечение возможность получить сведения о заключенном соглашении в «АЦК-Финансы».
2. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ПО СЕРТИФИКАТУ.
2.1. Обеспечение возможности передачи сведений из информационных систем / программных продуктов Уполномоченных органов в «АЦК-Планирование;
2.2. Обеспечение возможности подачи заявления в электронной форме через личный кабинет организации на Региональном портале государственных и муниципальных услуг;
2.3. Обеспечение возможности подачи заявления на исключение из Реестра поставщиков услуг.
2. ВЫПУСК СОЦИАЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА.
3.1. Формирование социального сертификата;
3.2. Обеспечение учета получателей социального сертификата;
3.3. Обмен данными по социальному сертификату в личном кабинете регионального портала государственных услуг (далее-ЛК РПГУ) (получение и направление поставщику).
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПОЛУЧАТЕЛЯ УСЛУГ С ИСПОЛНИТЕЛЕМ УСЛУГ.
4.1. Формирование проекта договора;
4.2. Направление договора (заявления о расторжении договора) через ЛК РПГУ;
4.3. Получение уведомления о заключении (расторжении) договора.
Эксперты Компании «E-budget» рекомендуют органам власти регионального и муниципального уровня, участвующих в процессе апробации такого значимого и перспективного механизма, как оказание услуг в рамках социального заказа, реализовать:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. провести самообследование в целях анализа и фиксации сложившейся системы оказания услуг;
2. определить обоснованные нормативные затраты на услуги казенных учреждений, участвующих в процессе реализации норм социального заказа;
3. оценить полноту и обоснованность размера нормативных затрат на оказание услуг и корректирующих коэффициентов;
4. оценить соответствие планируемых к установлению показателей объема (качества) услуг потребностям целевой категории потребителей;
5. определить возможных исполнителей услуг;
6. определить целевые показатели и планы их достижения.
Предлагаемый Экспертами Компании «E-budget» тщательный подход к планированию деятельности в части реализации механизмов социального заказа позволит посредством регулярного мониторинга и последующего социального исследования результатов внедрения получить объективные замеры достижения достоверных результатов.
Однако, наряду с обеспечением своевременного методологического сопровождения процесса внедрения социального заказа, особую важность имеет и информационное обеспечение пилотного региона на всех этапах апробации. Поэтому в целях оперативного обеспечения норм действующего законодательства в части информатизации механизмов социального заказа необходимо гармонизировать:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
7. произвести оценку функционала существующего информационного обеспечения пилотного региона на предмет возможности оперативного обеспечения внедрения норм социального заказа;
8. определить реалистичные сроки пошагового исключения бумажного документооборота посредством доработки существующих информационных систем.
По всем вопросам, связанным с разработкой (экспертизой) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы расширения конкурентных способов отбора поставщиков государственных (муниципальных) услуг, расчетом (актуализацией) размеров базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов на оказание отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также по вопросам информатизации Вы можете обращаться к специалистам Компании «E-budget».