Если мы говорим о механизмах социального заказа на предмет конкурса, то говорим о полном «включении» регионов и муниципальных образований в процесс регулирования вопросов, связанных с отбором исполнителей услуг, так как процессы предоставления государственных (муниципальных) услуг и их бюджетное финансирование слишком специфичны, чтобы полностью регламентироваться на федеральном уровне.
Закон № 44-ФЗ не позволяет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям вводить собственные нормы, устанавливающие процедуры отбора поставщика, заключения и исполнения контрактов. А вот в Законе № 189-ФЗ такая возможность предусмотрена.
Задавая общие требования к конкурсу, организуемому в целях заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, Закон №189-ФЗ закрепляет право органов власти федерального, регионального и муниципального уровней определять особенности процесса в собственных порядках проведения конкурса (ч. 9 ст. 9), что в том числе влечет за собой ответственность за своевременную подготовку всей нормативно-правовой базы, необходимость применения которой закреплена нормами Закона № 189-ФЗ, а именно:
· разработку и утверждение правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере(наименование и перечень регулирующих положений применительно к соответствующему нормативному правовому акту Правительства Российской Федерации приведены на рисунке 1).

Рисунок 1 - Перечень положений, регулируемых Правилами проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
Правила проведения конкурса содержат значительное количество требований и условий, которые необходимо соблюсти участника конкурса. Отдельного внимания заслуживает порядок оценки предложений, по результатам которого присуждаются места в рейтинге. Участник, набравший максимальное число баллов, получает тот объем услуги, который был указан в его предложении. Если разыгрываемый в рамках конкурса объем больше того, о котором заявил победитель, оставшийся объем услуги распределяется между другими участниками, включенными в рейтинг. Рейтинг формируется в виде перечня участников конкурса, расположенных в порядке убывания количества баллов, полученных по результатам оценки предложений соответствующих участников конкурса.
Участнику конкурса, которому присвоен первый порядковый номер в рейтинге, распределяется объем оказания услуги, равный значению объема, указанному им в предложении. В случае, если объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленный государственным (муниципальным) социальным заказом, больше объема оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, указанного в предложении, которому присвоен первый порядковый номер, оставшийся объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере распределяется между остальными участниками конкурса, включенными в рейтинг.
Каждому следующему участнику (занявшему второе, третье и т.д. место в рейтинге) выдается объем, равный указанному им в предложении. Объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленный государственным (муниципальным) социальным заказом, распределяется между участниками конкурса, включенными в рейтинг, представленный в виде перечня участников конкурса.
Соблюдение всех условий и выполнение всех требований участниками конкурса повышает шансы в получении заявленного объема услуги.
· разработку и установление дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (перечень соответствующих условий приведен на рисунке 2)

Рисунок 2 - Перечень дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
Вместе с соблюдением правил проведения, участникам конкурса необходимо также контролировать соблюдение и дополнительных требований, отвечающих в большей степени за качество услуг, участвующих в конкурсе. Ведь во многом удовлетворённость конечных потребителей качеством предоставленных услуг зависит от квалификации персонала, оснащенности учреждения необходимым оборудованием и условиями предоставления услуг.
Не стоит умалять значимость наличия сети действующих государственных (муниципальных) учреждений, работающих на основании проверенного временем механизма – государственного (муниципального) задания, выступающего гарантом исполнения всех обязательств перед получателями услуг, в случае, если конкурс не состоится. Не разыгранный на конкурсе объем выдается подведомственному учреждению в виде государственного (муниципального) задания (ч. 8 ст. 9 Закона № 189-ФЗ).
Как видим, применение новых конкурентных способов оказания услуг в рамках реализации норм социального заказа имеет много особенностей - по сути, это новые механизмы отбора поставщиков услуг.
Теперь пилотным регионам (муниципальным образованиям), уже внедряющим или планирующим внедрять нормы социального заказа, необходимо провести работу по созданию соответствующей нормативно-правовой базы, позволяющей, при необходимости, применять новые способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг.
Эксперты Компании «Е-budget» рекомендуют органам власти регионального и муниципального уровня, участвующим в процессе апробации такого значимого и перспективного механизма, как оказание услуг в рамках социального заказа, реализовать следующий комплекс мероприятий:
· произвести оценку функционала существующего информационного обеспечения пилотного региона на предмет возможности оперативного внедрения норм социального заказа;
· определить реалистичные сроки пошагового исключения бумажного документооборота посредством доработки существующих информационных систем;
· обеспечить своевременную публикацию информации в рамках реализации закона о социальном заказе на ЕПБС «Электронный бюджет» через формуляр 2.5. «Иные документы, регламентирующие бюджетные правоотношения» (в следующем году правила публикации на едином портале единиц информации в рамках реализации норм социального заказа будут меняться в связи с разработкой специального модуля для формирования информации в структурированном формате).
По всем вопросам, связанным с разработкой (экспертизой) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы расширения конкурентных способов отбора поставщиков государственных (муниципальных) услуг, расчетом (актуализацией) размеров базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов на оказание отдельных государственных (муниципальных) услуг Вы можете обращаться к специалистам Компании «E-budget».