Новости

Всем регионам настоятельно рекомендовано перейти на новую систему управления гос.программами с 01.01.2024г.

РОИВ
Весной этого года регионам были направлены методические рекомендации по переходу на новую систему управления государственными программами (Поручение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № ММ-П6-14588[1]).

В кратчайшие сроки, а именно до конца III квартала текущего года регионам необходимо доработать правила разработки, реализации и мониторинга государственных (муниципальных) программ с учетом соответствующих методических рекомендаций.


А это провести большую аналитическую работу по инвентаризации всех государственных программ, реализуемых на уровне региона и переструктурировать по необходимости под логику Федеральных государственных программ.

Также у большинства регионов есть региональные информационные системы, бизнес-процесс которых выстроен под уже имеющийся состав документов, логику согласования уполномоченными органами документов, а также документы по мониторингу исполнения ГП.

Но прежде, чем приступить к доработке своих информационных систем и проработке форматов обмена данными в том числе с ГИИС «Электронный бюджет» необходимо создать методологическую базу, максимально по структуре близкой к ГП Федерального уровня.

Ожидаемо, что ввиду нарастающей информатизации бюджетной сферы, а также на пути к мониторингу процесса достижения национальных целей на всех уровнях власти уже назрела необходимость унификации материалов, содержащих управленческую информацию.

На какие процессы, выстроенные на федеральном уровне при работе с государственными системами в части работы над региональными государственными программами необходимо ориентироваться:

1. Управление государственными программами РФ [2]

2. Разработка и реализация государственных программ[3]

3. Организация проектной деятельности Правительства РФ[4]

4. Осуществление мониторинга государственных программ РФ[5]

5. Заключение Соглашений о реализации на территории субъекта РФ гос. программ субъекта РФ, направленных на достижение целей и показателей государственной программы РФ[6]

6. Формирование Плана по достижению показателей государственной программы, установленных в соглашении о реализации на территории субъекта РФ государственных программ субъекта РФ, направленных на достижение целей и показателей государственной программы РФ, и отчета о его выполнении[7].

7. Заключение Соглашения о предоставлении единой субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ[8]

ИТАК, давайте зафиксируем основные моменты, которые закреплены в вышеперечисленных документах и рекомендованы к применению:

На федеральном уровне выделены отраслевые и комплексные государственные программы:

Отраслевые - программы, предметом которых является достижение целей развития конкретной отрасли или сферы социально-экономического развития.

Например:
ГП «Развитие образования»
ГП «Развитие здравоохранения»
ГП «Развитие культуры»
ГП «Развитие физической культуры и спорта»

Комплексные - предметом которых является достижение приоритетов и целей государственной политики межотраслевого и (или) территориального характера, в том числе национальных целей, затрагивающих сферы реализации нескольких государственных программ.

Например:
ГП «Доступная среда»
ГП «Комплексное развитие сельских территорий»
ГП «Строительство»
ГП «Социально- экономическое развитие Калининградской области»

1. В составе государственных программ может быть не только проектная часть, но и процессная часть.
Состав информации проектной части зафиксирован в нормах, содержащих описание процесса организации проектной деятельности.5
Соответствующие требования к процессной части изложены в Методических рекомендациях 4

2. Каждая государственная программа может состоять из структурных элементов.

На федеральном уровне государственная программа состоит из проектной и процессной части:
В проектную часть включаются такие структурные элементы, как:
Федеральные проекты (Структурный элемент № 2)
Ведомственные проекты ((Структурный элемент № 3)

Процессная часть состоит из комплексов процессных мероприятий(Структурный элемент № 4).

В систему документов в рамках Государственных программ в зависимости от специфики задач и мероприятий, которые планируется достичь должны еще включаться по необходимости:
1. правила предоставления межбюджетных трансфертов;
2. правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам;
3. перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и т.д.
4. Дополнительные и обосновывающие материалы, такие как:
4.1. сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей гос.программы;
4.2. информация об участии юридических лиц в реализации государственной программы;
4.3.помесячный план достижения показателей государственной;
4.4.помесячный план достижения показателей комплекса процессных мероприятий в текущем финансовом году и пр.

Какие условия также считаются важными:

При планировании наименований результатов и расходов на их достижение: установить уникальный результат на одно направление расходов.

При участии в реализации мероприятий гос.программы юридических лиц - зафиксировать информацию об их наименовании с оценкой расходов на оплату услуг по годам. Акцентировать внимание на типизации выделяемых субсидий, планируемых к достижению результатов и соответствующих контрольных точек, достижение которых Юридическое лицо сможет подтвердить документально[9].

Унификация Государственных программ регионов – это зеленый свет для облегчения автоматизированного оперативного КОМПЛЕКСНОГО мониторинга достижения целей, показателей, задач, результатов государственных программ по всем уровням власти(федеральной, региональной, муниципальной), в том числе и с помощью информации, публикуемой на едином портале бюджетной системы РФ набора 7.24[10]

В следующих статьях будем рассматривать более конкретно рекомендуемые нормы в части разработки структурных элементов с учетом автоматизации процессов в системе «Электронный бюджет».

[1] ПИСЬМО от 6 февраля 2023 года МИНЭКа РФ N 3493-ПК/Д19и МФ РФ N 26-02-06/9321

[2] Постановление Правительства РФ № 786 от 26.05.2021 года «О системе управления государственными программами РФ»

[3] Приказ Министерства экономического развития РФ Приказ от 17 августа 2021 г. № 500 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ РФ»

[4] Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. n 1288 «Об организации проектной деятельности в правительстве РФ».

[5] Приказ Министерства экономического развития РФ от 21 апреля 2022г. № 218 «Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ РФ».

[6] Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 ноября 2021 г.№ 722 «Об утверждении порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта РФ государственных программ субъекта РФ, направленных на достижение целей и показателей государственной программы РФ, и его типовой формы.

[7] Приказ МФ РФ от 21 октября 2022 г. № 155н «Об утверждении общих требований к формированию плана по достижению показателей государственной программы РФ (показателей структурных элементов государственной программы РФ, за исключением федеральных проектов в составе национальных проектов), установленных в соглашении о реализации на территории субъекта РФ государственных программ субъекта РФ, направленных на достижение целей и показателей государственной программы РФ, и отчета о его выполнении

[8] министерство финансов российской федерации приказ от 22 июня 2022 г. n 99н об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении единой субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта российской федерации

[9] Приказ МФ РФ от 29 сентября 2021 г. n 138н об утверждении порядка проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

[10] Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2016 г. № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы РФ»